Bionic Mercedes: рыба на колёсах хвастается обтекаемостью | 11:05 PM |
О принципах бионики и о том, как славно применять в технике "патенты природы" – говорилось давно и много. Но подумайте, а так ли уж много вы знаете примеров, когда природное решение действительно с минимальными изменениями было бы перенесено в технику? Концерн DaimlerChrysler представил необычный "Бионический автомобиль Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz Bionic Car), форму которого инженерам подсказала маленькая рыбка. Инженеры германо-американского концерна едва ли не впервые целенаправленно искали в природе пример формы, отталкиваясь от которой они могли бы создать новый автомобиль. На первый взгляд, казалось – возьми тело дельфина или акулы, приделай колёса и вперёд. Только вот кроме как для выставок такой обтекаемый автомобиль едва ли был бы пригоден. Выступающие колёса портили бы весь вид (и аэродинамику также), а внутри каплеобразного тела нельзя было бы нормально разместить механизмы, пассажиров и груз. Автомобильные инженеры работали в этом проекте совместно с биологами. И вот они отыскали одну очень забавную форму. Рыбка-коробочка (boxfish) из тропических морей. На вид – угловатая и неуклюжая, но на деле – очень обтекаемая и вёрткая. Поперечное сечение её тела близко к прямоугольнику, а не овалу. Как раз, как у автомобиля. "Это же те самые пропорции, которые позволят нам свободно разместить начинку авто", – воскликнули конструкторы. И принялись за дело.
Рыбка эта имеет много общего с автомобилями: увёртываясь от хищников в кораллах, она должна сохранить своё движение с наименее возможным потреблением энергии. Она должна противостоять высокому давлению и защищать своё тело при столкновениях. И ещё она должна проходить в очень ограниченных местах в поисках пищи. Кожа boxfish состоит из многочисленных костистых шестиугольных пластин, которые образуют "броню". Эта структура даёт рыбе большую жёсткость, защищает её от ран, а также – это одна из тайн её выдающейся манёвренности. Крошечные вихри по острым краям на спине и внизу тела стабилизируют рыбу. Используя компьютерные вычисления и тесты в аэродинамической трубе модели boxfish, инженеры узнали, что эта форма имеет коэффициент обтекаемости 0,06 – немыслимо низкий для любого автомобиля.
Конечно, пока эту рыбку превращали в реальный автомобиль со всеми его разъёмами, колёсными нишами, радиатором и двигателем в моторном отсеке, рычагами подвески и так далее – обтекаемость ухудшилась. Да и общую форму нельзя было скопировать один в один – легковушка всё же не рыба с хвостом. Тем не менее, результат готового автомобиля Bionic Car удивил даже самих авторов. Коэффициент обтекаемости 0,19 для машины полностью пригодной к использованию и отвечающего всем стандартам пассивной безопасности и комфорта – это выдающийся параметр. Вспомним, что большинство современных западных легковых автомобилей имеет коэффициент обтекаемости 0,28-0,35.
Длина машины составляет 4,24 метра, ширина 1,82 метра, а высота 1,59 метра. Две двери открывают доступ к четырём раздельным сиденьям. Автомобиль оборудован 140-сильным дизелем самой последней модели. С очень хорошими параметрами по токсичности выхлопа. В частности выброс оксидов азота у него на 80% ниже, чем у дизелей прежнего поколения. Наряду с обтекаемостью кузова он объясняет выдающуюся экономичность Bionic Car для машины такого размера: 4,3 литра топлива на 100 километров по смешанному циклу и 2,8 литра на 100 километров при постоянной скорости 90 километров в час.
Максимальная скорость Bionic Car достигает 190 километров в час. А ускорение с места до 100 километров в час занимает 8,2 секунды. Любопытно, что при конструировании силового каркаса машины авторы проекта также вдохновлялись природой. Растущий организм, говорят они, усиливает ткани точно в нагруженном месте и удаляет лишнее в ненагруженных точках. Новый метод компьютерных расчётов кузова инженеры назвали "Выбор мягкого устранения" (Soft Kill Option). При этом машина последовательно и постепенно удаляет и прибавляет материал в разных деталях, добиваясь наименьшего веса при наибольшей прочности. В дверях машины, кстати, пригодились и "рыбьи" шестиугольники – усиливающие внутренние соты. В результате появился автомобиль, необычный и снаружи и внутри. Вот только о его возможном производстве ничего не сообщается. Наверное, потому, что для солидного Mercedes это слишком радикальный дизайн. http://www.membrana.ru/articles/technic/2005/06/09/155400.html | |
Просмотров: 636 | Добавил: racer402 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |